Состояние до комплексной автоматизации управления предприятием:
• Не хватает оперативности в предоставлении информации для управления предприятием;
• Не хватает детализации информации;
• Нет сходимости информации от разных подразделений.
Ландшафт ИТ-систем до проекта комплексной автоматизации управления предприятием:
• Бухгалтерский учет автоматизирован (1С:Бухгалтерия);
• Налоговый учет автоматизирован (Excel);
• Оперативное управление технологическими процессами автоматизировано (АСУТП, SCADA);
• Планирование, план-фактный анализ автоматизирован (Excel);
• Снабжение автоматизировано (Excel);
• Склад автоматизирован (1С:Управление торговлей);
• Готовая продукция автоматизирована (1С:Учет сырья)
• Согласование документов автоматизировано (Directum).
Цель комплексной автоматизации управления предприятием:
• Ввод информации в местах возникновения, а не бухгалтерией;
• Централизация – создание единой системы для работы всех подразделений, единой нормативно-справочной информации;
• Интеграция смежных систем.
Базовая система для автоматизации управления предприятием: система «1С:ERP Управление предприятием», выбрана с точки зрения комплексности функционала, возможности гибкой настройки/доработки под специфику предприятия, возможности работы через Интернет, обладающая кросс-платформенной поддержкой работы, в том числе на Linux.
Партнер по внедрению: «РИЦ-1С», лидирующий 1С:Центром компетенции по ERP-решениям фирмы «1С» в регионе, ранее выполнивший автоматизацию учета сырья на предприятиях РМК.
Границы проекта комплексной автоматизации управления предприятием:
• Снабжение, планирование закупок;
• Складской учет;
• Оперативный производственный учет, планирование производства;
• Планирование затрат и нормирование;
• Планирование и управление денежными средствами;
• Реализация;
• Управление затратами и расчет себестоимости;
• Бухгалтерский и налоговый учет;
• Интеграция с внешними системами.
Проект комплексной автоматизации управления предприятием начат в июне 2016 года.
За 2 месяца (июнь-июль 2016 года) итерационно выполнен этап комплексного внедрения по функциональным блокам: в системе настроена поддержка бизнес-процессов предприятия, разработан необходимый функционал, выполнен перенос начальных данных, выполнена интеграция со смежными системами, осуществлено обучение персонала, подготовлен необходимый минимум проектной документации.
С 01 августа 2016 года система запущена в опытно-промышленную эксплуатацию.
С начала 2017 года система находится в промышленной эксплуатации.
Общий срок активной фазы проекта (внедрение + опытно-промышленная эксплуатация) составил 5 месяцев.
Особенности проекта комплексной автоматизации управления предприятием:
• Экстремальные сроки внедрения для ERP-систем;
• Применение итерационных («гибких», agile/scrum) методологий разработки:
- выяснили потребность – реализовали в первом приближении – показали – скорректировали – опять показали – скорректировали – опять показали и т.д.;
- минимум проектной документации.
• Соблюдение корпоративных стандартов/регламентов/форм отчетности;
• Интеграция с существующими информационными системами, действующими внутри холдинга.
Результаты проекта комплексной автоматизации управления предприятием:
Снабжение и склад:
• Организован единый справочник номенклатуры. В работе над справочником сейчас принимают участие все стороны процесса снабжения, что способствует более тщательному контролю над правильным наименованием номенклатуры и исключению ввода дублирующих записей, что в конечном итоге влияет на более точный расчет себестоимости по выбранной методике;
• Подразделения оперативно отслеживают остатки на складах, их себестоимость, отслеживают обеспечение запланированной потребности в ТМЦ, самостоятельно вводят документы по планированию, движению ТМЦ (перемещению, списанию на расходы, передачу в эксплуатацию), при этом автоматически контролируется наличие номенклатуры;
• Подразделения самостоятельно создают документы в момент совершения хозяйственных операций, при этом выполняется предварительная проверка документов в системе;
• Механизмы «ввода на основании» упрощают работу всех участников процесса снабжения, сокращают сроки выполнения, позволяют избежать ошибок, повышают точность;
• Отчетность, которая раньше создавалась вручную, формируется автоматически с учетом прав доступа и с нужной пользователю аналитикой.
Производство:
• Информация в систему попадает напрямую из систем управления производством, благодаря этому формируются ежесуточные корпоративные отчеты по производственной деятельности предприятия;
• Вся первичная информация также заводится в систему, благодаря этому прямо из системы можно сформировать все необходимые корпоративные формы;
• Система интегрирована с «Учетом сырья», благодаря этому часть первичных документов формируется автоматически (данные автоматически транслируются в отчеты, поддерживается корректный документооборот в системе).
Управление денежными средствами:
• Имеющаяся нормативно-справочная информация в системе упрощает создание бюджета движения денежных средств (к примеру, справочник договоров с информацией о видах деятельности, предметах платежа, статьях ДДС по умолчанию);
• Подразделения самостоятельно формируют финансовые заявки, ответственные лица финансового отдела формируют на основании полученных данных итоговые бюджеты, с возможностью в любой момент сравнить расхождения предварительных и утвержденных сумм;
• Создание платежного календаря, документов по наличным и безналичным платежам теперь выполняется не вручную, а на основании получаемых заявок на расходование денежных средств. Повышается точность планирования, сокращается количество ошибок. Поддерживается работа с клиент-банками;
• Факт движения денежных средств автоматически транслируется в заявки на расходование денежных средств, в отчетность по исполнению бюджетов, ранее данная работа выполнялась вручную казначеем;
• Корпоративная отчетность по плановым данным и исполнению бюджетов, которая ранее создавалась вручную в сторонних системах, теперь формируется и выгружается автоматически;
• Имеется также возможность формировать отчеты по бюджетам без выгрузки в нужном формате, что значительно упрощает работу финансового отдела.
Учет затрат:
• В системе реализованы (частично) выгрузки в корпоративные формы экономистов: план, план-план, план-факт;
• Отчеты в системе позволяют детально, не опускаясь до бухгалтерских проводок понять, из чего сложилась себестоимость готовой продукции, а также понять какие статьи расходов включены в затраты каждого подразделения, куда распределены затраты;
• Выполнена гибкая настройка правил распределения затрат.
Бухгалтерия:
• С бухгалтеров сняли задачи по вводу большой части первичных документов (склад, производство), оставлены только функции контроля;
• Многие документы, требующие ввода именно бухгалтером, формируются на основании других оперативных документов;
• Выполняется автоматический расчет себестоимости в бухгалтерском и налоговом учете;
• Выполняется автоматический расчет налога на прибыль.