Информация для пользователей и партнеров №10483 от 23.07.2009
Код |
Наименование |
Рекоменд. розн. цена, руб. |
Дилер |
Пост. партнер |
Дистр. |
Сервис-Центры |
Дистр. |
2900000949935 |
DVD-ROM Информационная аналитическая система "1С:Консалтинг. Стандарт" Локальная версия. Август 2009 года (без сопровождения) |
3960 |
1600 |
1450 |
1280 |
- |
- |
Дальнейшее обслуживание по подписке на 3 месяца |
6800 |
2500 |
2250 |
1990 |
1320 |
1220 |
|
на 6 месяцев |
13000 |
5000 |
4500 |
4010 |
2640 |
2440 |
|
на 12 месяцев |
25000 |
10000 |
8990 |
8090 |
5270 |
4880 |
|
2900000950122 |
DVD-ROM Информационная аналитическая система "1С:Консалтинг. Стандарт" Сетевая версия. Август 2009 года (без сопровождения) |
7920 |
3200 |
2900 |
2600 |
- |
- |
Дальнейшее обслуживание по подписке на 3 месяца |
13560 |
5000 |
4500 |
4010 |
2640 |
2440 |
|
на 6 месяцев |
26100 |
10000 |
8990 |
8090 |
5270 |
4880 |
|
на 12 месяцев |
50000 |
20000 |
17980 |
16200 |
10530 |
9760 |
|
4601546060310 |
DVD-ROM NFR-версия Информационной аналитической системы "1С:Консалтинг. Стандарт" (по одному диску на партнера). Август 2009 года |
- |
450 |
450 |
380 |
- |
- |
|
NFR-версия Информационной аналитической системы "1С:Консалтинг. Стандарт". Франчайзинговая подписка на 6 месяцев |
- |
- |
1900 |
1730 |
- |
- |
Вниманию партнеров и пользователей ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт":
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
В выпуске Август 2009 - актуальные материалы, посвященные масштабным изменениям законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (ООО) с 1 июля 2009 года:
- Сравнительный анализ старой и новой редакции ФЗ "Об ООО";
- Обновленный и дополненный раздел об ООО, содержащий справки, аналитики, консультации по сложным, спорным и узким вопросам тематики ООО;
- Конструктор Уставов ООО - новый революционный инструмент ИАС "1С:Консалтинг. Стандарт", позволяющий создавать уставы ООО и вносить изменения в действующие уставы. С помощью Конструктора Уставов ООО можно привести уставы в соответствие с новым законодательством об ООО и подготовить их к государственной перерегистрации. Внесение изменений в уставы и их государственная перерегистрация до 31 декабря 2009 года - обязанность всех ООО!
Вниманию партнеров:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменены коды для версий продукта "без сопровождения":
- Информационная аналитическая система "1С:Консалтинг. Стандарт". Локальная версия. Август 2009 года (без сопровождения) - код 2900000949935;
- Информационная аналитическая система "1С:Консалтинг. Стандарт". Сетевая версия. Август 2009 года (без сопровождения) - код 2900000950122.
НОВОЕ В ВЫПУСКЕ "Август 2009"
1.1. Кадры и оплата труда
В закладку "Налоги" справки "Оплата стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно" добавлены разъяснения ФНС России, согласно которым организации, расположенные в районах Крайнего Севера, не вправе принять к вычету НДС по расходам по проезду работников к месту проведения отпуска и обратно (письмо ФНС России от 26.05.2009 № 3-1-11/366).
В составе заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности в обязательном порядке должен быть учтен заработок, полученный у работодателя в расчетном периоде не только за работу по основной работе, но и за период, совпавший с ним, за работу на условии внутреннего совместительства. Такие разъяснения ФСС РФ внесены в справку "Расчет пособия по временной нетрудоспособности" (письмо ФСС России от 14.05.2009 № 02-13/07-3733).
В Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым дополнен перечень оснований для выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание без утвержденной Правительством РФ квоты. В соответствие с новой редакцией закона (от 12.07.2009) приведена справка "Понятие и виды квот для иностранных граждан" (Федеральный закон от 28.06.2009 № 127-ФЗ).
Справка "Сроки обращения в суд" дополнена пояснениями, приведенными в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 295-О-О. В Конституционном Суде РФ оспаривалась норма ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ, согласно которой работнику предоставлено право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В письме Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2009 № 3854-17 уточнены вопросы, связанные с реализацией отдельных положений законодательства о противодействии коррупции. Соответствующие пояснения, которые касаются особенностей применения статьи 64.1 Трудового кодекса РФ "Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими", внесены в справку "Заключение трудового договора".
Справка "Оплата труда работников районов Крайнего Севера" дополнена пояснениями о том, как определить фактический месячный заработок работника, на который начисляются районные коэффициенты к заработной плате и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (письмо Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 169-13).
В справку "Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах" включены разъяснения, касающиеся особенностей предъявления иска о восстановлении на работе. Этот вопрос проанализирован Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 03.06.2009.
1.2. Налоги. Сборы. Платежи. Пошлина
Общие вопросы налогообложения
В справке "Проверка обоснованности осуществления контроля за правильностью применения цен по сделкам" размещена аналитика "Реализация товара по цене ниже цены его приобретения: налоговые последствия", посвященная неблагоприятным налоговым последствиям при реализации товара по цене ниже стоимости его приобретения.
В аналитический материал "Вправе ли налогоплательщик оспорить письма Минфина России в суде?" к справке "Права налогоплательщика" добавлены разъяснения чиновников о том, что письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и не подлежат обязательному официальному опубликованию. Их также нельзя рассматривать как официальный комментарий к НК РФ. Арбитражные суды не обязаны применять письма Минфина России при рассмотрении налоговых споров (письмо Минфина России от 27.05.2009 № 03-02-08/43).
Минфин России обратил внимание на то, что дата отправки налоговой декларации налогоплательщиком и дата ее представления (дата фиксации ее отправки специализированным оператором связи) могут не совпадать из-за того, что технические средства налогоплательщика и специализированного оператора связи находятся в разных часовых поясах. Во избежание споров, связанных с нарушением срока представления налоговой декларации, чиновники рекомендуют установить на серверах специализированных операторов связи единое время. Данное мнение чиновников занесено в справку "Порядок представления налоговой декларации в электронном виде" (письмо Минфина России от 03.06.2009 № 03-02-07/2-97).
Зачет и возврат налогов
В закладку "Арбитраж" справки "Порядок зачета излишне уплаченной суммы" добавлен вывод суда о том, что переплата налогоплательщика по НДС не может быть самостоятельно зачтена налоговым органом в счет имеющейся недоимки налогоплательщика по уплате налогов, пени, штрафов, если до даты вынесения налоговым органом решения о проведении зачета налогоплательщик признан несостоятельным (банкротом) в установленном законом порядке (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.05.2009 №А53-14396/2008-С5-23).
Налоговая ответственность
Арбитры указали, что поскольку при исчислении НДС налогоплательщик руководствовался разъяснениями Минфина России, опубликованными в общераспространенной информационной системе "Кодекс", у инспекции отсутствовали основания для начисления пени и привлечения общества к налоговой ответственности. Данный вывод судей включен в закладку "Арбитраж" справки "Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения" (Определение ВАС РФ от 15.06.2009 № ВАС-7202/09).
Налог на прибыль
В рубрике "Расходы" размещена новая аналитика "Кто должен доказывать экономическую (не)обоснованность расходов?", посвященная тому, кто - налогоплательщик или налоговые органы - должен доказывать экономическую (не)обоснованность расходов для целей налогообложения прибыли.
В справке "Расходы на оплату труда" размещена аналитика "Учет расходов на возмещение работникам уплаченных процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья", в которой рассмотрен порядок документального подтверждения расходов на возмещение работникам уплаченных процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья, а также налоговый учет таких расходов.
В справке "Начисление амортизации" размещена новая аналитика "Момент начисления амортизации по транспортным средствам", в которой приведены две точки зрения на вопрос о том, можно ли начислять амортизацию по транспортным средствам, которые введены в эксплуатацию, но не зарегистрированы в органах ГИБДД или Гостехнадзора.
Справка "Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций" дополнена:
- комментариями Минфина России о порядке учета для целей налогообложения размещения временно свободных остатков средств, полученных в виде членских взносов, на депозитных счетах в банках с целью минимизации риска потери (обесценивания) указанных средств и их дальнейшего использования в уставной деятельности некоммерческой организации (письмо Минфина России от 22.06.2009 № 03-03-06/4/48);
- мнением Минфина России, согласно которому безвозмездная передача некоммерческой организацией денежных средств акционерному обществу, 100 процентов акций которого принадлежит данной некоммерческой организации, не может рассматриваться как целевое использование средств целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческой организации (письмо Минфина России от 18.06.2009 № 03-03-06/4/46).
Минфин России считает, что затраты организации на оплату текущих расходов, произведенные за счет денежных средств, полученных от учредителя, доля которого в уставном капитале получающей стороны составляет более чем 50 процентов, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль при условии соответствия расходов критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ. Каких-либо ограничений в отношении использования денежных средств, полученных организацией безвозмездно от учредителя, НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 09.06.2009 № 03-03-06/1/380). Данное мнение отражено в справках:
- "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы";
- "Проверка экономической обоснованности расхода".
В справку "Порядок признания доходов при методе начисления" добавлены пояснения финансового ведомства о том, что в целях исчисления налога на прибыль следует считать производством с длительным технологическим циклом (письмо Минфина России от 09.06.2009 № 03-03-06/1/384).
В справку "Прямые расходы" внесены:
- пояснение финансового ведомства о том, что налогоплательщик вправе самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (письмо Минфина России от 29.05.2009 № 03-03-06/1/355);
- указание на то, что если в отчетном (налоговом) периоде у организации отсутствует реализация продукции, то прямые расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются (письмо Минфина России от 09.06.2009 № 03-03-06/1/382).
В аналитический материал "Учет расходов на возмещение работникам уплаченных процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья" справки "Расходы на оплату труда" внесены разъяснения Минфина России о том, что расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда в целом по организации, а не по каждому конкретному работнику (письмо Минфина России от 11.06.2009 № 03-03-06/1/395).
Справка "Амортизируемое имущество" дополнена точкой зрения Минфина России, который считает, что первоначальная стоимость амортизируемого имущества, выявленного в результате инвентаризации, определяется исходя из его рыночной цены с учетом положений ст. 40 НК РФ (письмо Минфина России от 10.06.2009 № 03-03-06/1/392).
В справку "Определение стоимости амортизируемого имущества" внесены:
- точка зрения Минфина России, который считает, что при исчислении налога на прибыль в первоначальную стоимость объекта недвижимого имущества, переданного в уставный капитал организации, включается государственная пошлина, уплачиваемая за государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости (письмо Минфина России от 18.05.2009 № 03-05-05-01/26);
- мнение чиновников, согласно которому расходы в виде суммы доплаты таможенной пошлины, осуществленные на основании требования таможенного органа в связи с ошибочно заявленными налогоплательщиком сведениями о предмете лизинга, подлежат включению в первоначальную стоимость предмета лизинга в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была сформирована первоначальная стоимость указанного амортизируемого имущества (письмо Минфина России от 19.06.2009 № 03-03-06/1/417).
В аналитику "Применение амортизационной премии по основным средствам, полученным в качестве вклада в уставный капитал" к справке "Амортизационная премия" добавлено очередное заявление чиновников о том, что организация, получившая основное средство в качестве вклада в уставный капитал, не вправе применить амортизационную премию (письмо Минфина России от 19.06.2009 № 03-03-06/2/122).
В справку "Представительские расходы" добавлено разъяснение Минфина России о том, что к представительским расходам можно отнести расходы на проведение переговоров с физическими лицами - клиентами организации (письмо Минфина России от 27.05.2009 № 03-03-06/1/351).
Справка "Расходы на рекламу" пополнилась:
- мнением Минфина России, который считает, что расходы на проведение встреч и конференций с участием представителей средств массовой информации и иных PR-компаний в целях привлечения внимания к продукции организации не относятся к расходам на рекламные мероприятия через СМИ, поскольку не являются рекламой в СМИ в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (письмо УФНС по г. Москве от 23.01.2009 № 19-12/004970);
- разъяснениями финансового ведомства о порядке признания в целях налогообложения платы поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов (письмо Минфина России от 02.06.2009 № 03-03-06/1/366).
В закладку "Арбитраж" справки "Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование" добавлена информация о следующем судебном деле: налоговые органы признали неправомерным учет обществом расходов по договорам страхования имущества. Суд поддержал вывод контролеров об искусственном выведении налогоплательщиком денежных средств из состава, подлежащего налогообложению, и направлении их на цели, не связанные с производственной деятельностью. На основании исследования и оценки представленных доказательств судьями установлено, что обществом документально не подтверждена стоимость имущества, указанная в договоре страхования, необоснованно завышен размер страхового тарифа и, как следствие, завышен размер страховой премии, тем самым установлены признаки недобросовестности в действиях общества и его контрагентов по договорам страхования (Определение ВАС РФ от 17.04.2009 № ВАС-2406/09 по делу № А46-20627/2006).
В справку "Расходы в виде процентов по долговым обязательствам" добавлены:
- мнение Минфина России, который полагает, что организация, разместившая в 2002 г. облигации, условиями эмиссии которых не предусмотрено изменение процентной ставки, при определении предельной величины процентов, учитываемых в расходах, может продолжать использовать ставку рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшую на дату размещения облигаций, поскольку такой порядок определения предельной величины процентов по облигациям был предусмотрен действовавшим на тот момент налоговым законодательством (письмо Минфина России от 21.05.2009 № 03-03-06/2/104);
- позиция столичных налоговиков, которые считают, что в период приостановления действия абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ только при отсутствии у налогоплательщика долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, может приниматься равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза (по обязательствам в рублях), и равной 22 процентам (по долговым обязательствам в валюте). Налогоплательщик не вправе самостоятельно выбирать порядок определения предельного размера расходов (письмо УФНС по г. Москве от 26.02.2009 № 16-15/017018);
- указание ФНС России о том, что условия выдачи долговых обязательств могут быть определены как сопоставимые только при соблюдении всех четырех критериев сопоставимости одновременно: та же валюта, те же сроки, сопоставимые объемы и аналогичные обеспечения (письмо ФНС России от 19.05.2009 № 3-2-13/74);
- точка зрения чиновников, которые считают, что так как комиссия за открытие аккредитива и комиссия за предоставление финансирования банком-эмитентом выражены в процентном соотношении от суммы аккредитива, то такие платежи в целях налогообложения прибыли следует учитывать как проценты по долговым обязательствам (письмо Минфина России от 18.06.2009 № 03-03-06/1/408).
В справке "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам" отражена позиция Минфина России, который указывает, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможность создавать резервы по сомнительным долгам по договорам займа и договорам уступки права требования. Этот вывод следует из п. 1 ст. 266 НК РФ (письмо Минфина России от 12.05.2009 № 03-03-06/1/318).
В справку "Списание безнадежных долгов" добавлены указания Минфина России о том, что дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесены постановление с указанием соответствующей причины невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства, признается безнадежной для целей налогообложения прибыли и включается в состав внереализационных расходов на дату составления судебным приставом-исполнителем акта о невозможности взыскания задолженности (письмо Минфина России от 19.06.2009 № 03-03-06/2/121).
В аналитическую справку на тему "Момент признания убытков от хищений при отсутствии виновных лиц" рубрики "Убытки, приравниваемые к внереализационным расходам" добавлены разъяснения Минфина России о том, что датой признания убытка от недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц является дата вынесения следователем постановления, которым подтверждается факт отсутствия виновных лиц (письмо Минфина России от 08.06.2009 № 03-03-05/103).
В справку "Определение налоговой базы при уступке (переуступке) права требования" добавлены разъяснения чиновников о том, что сумма убытка, полученного при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, в целях налогообложения прибыли не учитывается (письмо Минфина России от 06.05.2009 № 03-03-06/2/93).
Справка "Налоговая декларация" дополнена пояснением чиновников о том, что за непредставление в установленный законодательством срок налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев налогоплательщик должен нести ответственность в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ, а не в соответствии со статьей 119 НК РФ (письмо Минфина России от 05.05.2009 № 03-02-07/1-228).
НДС
В справке "Требования к форме счета-фактуры" размещены новые аналитики:
- "О последствиях нарушения нумерации выставленных счетов-фактур", в которой рассмотрен вопрос об ответственности при нарушении нумерации счетов-фактур, приведены возможные претензии со стороны налоговых органов к продавцу и покупателю;
- "Передача права подписи счетов-фактур индивидуальным предпринимателем". Данный материал посвящен вопросу о том, вправе ли предприниматель уполномочить другое лицо на подписание счета-фактуры.
В справку "Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ" добавлены разъяснения Минфина России, который считает, что проставление в счетах-фактурах доверительного управляющего пометки "Д.У." (доверительный управляющий) не является нарушением порядка их составления (письмо Минфина России от 03.06.2009 № 03-07-09/29).
В закладку "Арбитраж" справки "Налог на добавленную стоимость" добавлены:
- решение арбитров, которые сочли вывод налоговых органов о получении обществом необоснованной налоговой выгоды неправомерным, поскольку он был основан на сведениях, содержащихся в счетах-фактурах и результатах проверок контрагентов общества за иные налоговые периоды (2007 год). Следовательно, такие сведения не свидетельствуют о получении обществом необоснованной налоговой выгоды в виде налоговых вычетов по НДС в IV квартале 2006 г. (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу № А64-992/08-11);
- вывод арбитров о том, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду в виде уменьшения в 2006 - 2007 годах исчисленных сумм НДС на суммы налоговых вычетов. Во внимание были приняты следующие факты. В результате встречных налоговых проверок контрагентов налоговой инспекцией получена информация о том, что подписи физических лиц, указанных в счетах-фактурах в качестве руководителей и главных бухгалтеров контрагентов, поставлены неустановленными лицами, то есть данные счета-фактуры содержат недостоверные сведения, что свидетельствует об их несоответствии требованиям ст. 169 НК РФ. Указанные счета-фактуры в силу их недостоверности не могут подтверждать факт и размер расходов на оплату товаров, работ, услуг и не могут быть приняты в качестве доказательств в соответствии с положениями Федерального закона "О бухгалтерском учете", статьями 169, 172 НК РФ. Судьи заключили, что схема расчетов общества с контрагентами свидетельствует о направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 № А33-9065/2008-03АП-98/2009 по делу № А33-9065/2008).
В аналитической справке "НДС по ставке 0 процентов - право или обязанность?" справки "Налогообложение по ставке 0 процентов" отражена позиция Минфина России, который считает, что налогоплательщик не вправе отказаться от применения нулевой ставки НДС. Указание в счете-фактуре иного размера налоговой ставки не дает покупателю права на вычет НДС, неправомерно предъявленного продавцом (письмо Минфина России от 17.06.2009 № 03-07-08/134).
В закладку "Арбитраж" справки "Налогообложение по ставке 0 процентов" внесен вывод суда о том, что занижение выручки в представленных налоговых декларациях не влечет отказа в применении налоговой ставки 0% при условии, что фактическое поступление оплаты за реализованные товары произошло в пределах 180-дневного срока, установленного ст. 165 НК РФ, и что обоснованность применения нулевой ставки по реализованным на экспорт товарам подтверждена налоговым органом (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2009 № А82-9817/2008-20).
В справку "Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки ноль процентов" добавлены разъяснения налоговых органов о том, что налогоплательщики, которые не представляют в налоговые органы таможенные декларации, могут представить документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, в срок не позднее 180 календарных дней с даты проставления на перевозочных документах отметки таможенного органа "Вывоз разрешен" (письмо ФНС России от 04.05.2009 № ШС-22-3/361@).
В закладку "Арбитраж" справки "Порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки при экспорте товаров" добавлено разъяснение суда о том, что применение налогового вычета в отношении агентских услуг по обеспечению транспортировки товара, который был помещен под таможенный режим экспорта, неправомерно, поскольку услуги оказывались непосредственно в отношении экспортного товара и должны были облагаться НДС по ставке 0% (Определение ВАС РФ от 24.03.2009 № ВАС-3034/09).
Закладка "Арбитраж" справки "Порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки при реализации товаров на экспорт через посредника" дополнена выводом арбитров о том, что законодательством не предусмотрена обязанность комиссионера указывать собственника товара (комитента) в документах по внешнеэкономическим сделкам. НК РФ также не связывает право на применение нулевой ставки или налоговых вычетов с порядком осуществления расчетов между комиссионером и комитентом. Следовательно, наличие взаимной задолженности сторон посреднического договора в данном случае не имеет правовых налоговых последствий (Определение ВАС РФ от 08.06.2009 № ВАС-6270/09).
В справку "Определение налоговой базы налоговыми агентами" добавлены разъяснения Минфина России о том, что уполномоченные лица, реализующие имущество во исполнение судебных решений, вынесенных в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговыми агентами не являются (письмо Минфина России от 26.05.2009 № 03-07-11/145).
В справке "Работы (услуги) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания" отражена позиция Минфина России, который, в отличие от налогового ведомства, считает, что от НДС освобождаются любые виды работ и услуг по обслуживанию судов в период их стоянки в портах, в том числе и сюрвейерское обслуживание (письма Минфина России от 11.06.2009 № 03-07-08/127, от 04.06.2009 № 03-07-15/81).
В справку "Ввоз товаров, не подлежащий налогообложению" добавлены разъяснения Минсельхоза РФ о том, какими документами сельскохозяйственные товаропроизводители могут подтвердить право на освобождение от НДС при ввозе племенной продукции (письмо Минсельхоза РФ от 08.02.2008 № 16-4/75).
Справка "Порядок применения счетов-фактур при оказании посреднических услуг" дополнена пояснением чиновников о том, что нормами НК РФ выставление счетов-фактур агентом, оказывающим услуги от имени принципала, не предусмотрено (письмо Минфина России от 10.03.2009 № 03-07-09/06).
Справка "Требования к форме счета-фактуры" пополнилась заявлением ФНС России о том, что налоговые органы не будут рассматривать указание в счете-фактуре только полного или только сокращенного наименования продавца как ошибку, влекущую отказ в налоговом вычете (Информационное сообщение ФНС России от 23.06.2009).
В закладку "Арбитраж" справки "Порядок предъявления суммы НДС покупателю" добавлены:
- разъяснения арбитров о том, что при возврате брака покупатель имеет право на получение всей уплаченной им суммы, с НДС. Вывод суда кассационной инстанции о том, что условиями договора не предусмотрено включение НДС в состав расходов, причиненных поставкой продукции ненадлежащего качества, а также о возмещении НДС является неправильным, поскольку включение НДС в цену изделия предусмотрено законом и не может быть изменено условиями договора (Определение ВАС РФ от 27.05.2009 № ВАС-3474/09);
- вывод судей о том, что предъявляемая покупателю к оплате сумма НДС является частью цены услуг, подлежащей уплате в пользу продавца. Поскольку, задерживая оплату оказанных услуг, покупатель фактически неосновательно пользуется не суммой, подлежащей перечислению в бюджет в виде налога, а денежными средствами продавца, то начисление процентов за пользование чужими денежными средствами производится на всю часть просроченной задолженности, включая НДС (Определение ВАС России от 19.06.2009 № ВАС-5451/09).
В закладку "Арбитраж" справки "Налоговые вычеты: некоторые спорные моменты" добавлены:
- вывод судей о том, что факт отсутствия государственной регистрации права собственности в связи с тем, что налогоплательщик не реализовал свое право на своевременное оформление недвижимого имущества, не является основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности учета и налогообложения спорного имущества. Право на вычет сумм НДС, уплаченных при приобретении данного имущества, возникает в том периоде, когда налогоплательщик был обязан принять соответствующее имущество на учет (при условии выполнения остальных требований, необходимых для применения налоговых вычетов) (постановление ФАС Уральского округа от 23.04.2009 № Ф09-2307/09-С2);
- разъяснения арбитров о том, что само по себе то обстоятельство, что общество заявило налоговые вычеты в налоговой декларации за более поздний налоговый период (позже, чем наступили условия применения налогового вычета), а не представило уточненные декларации за предшествующие спорному налоговые периоды, не может служить основанием для лишения налогоплательщика права на обоснованную налоговую выгоду (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2009 № А56-38456/2008);
- вывод суда о том, что поскольку применение вычета в более позднем налоговом периоде не повлекло возникновения недоимки по НДС (в налоговых периодах, в которых возникло право на вычет, у общества имелась переплата по налогу), оснований для непринятия налоговых вычетов по спорным счетам-фактурам у инспекции не имелось (Определение ВАС РФ от 20.04.2009 № ВАС-3938/09);
- информация о судебном решении, где арбитры указали, что первичные документы (договоры, счета-фактуры, товарные накладные), представленные предпринимателем для подтверждения своей финансово-хозяйственной деятельности с поставщиками, которые содержат недостоверные сведения, не могут являться правовым основанием для подтверждения налоговой выгоды в виде налоговых вычетов. В частности, судьи исходили из того, что единственный учредитель и руководитель поставщика данную организацию не регистрировал, документацию не подписывал, о чем свидетельствует представленное в материалы дела заключение почерковедческой экспертизы (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2009 № А19-10000/08-44-Ф02-1549/09 по делу № А19-10000/08-44);
- вывод арбитров о том, что доводы налоговой инспекции о ненахождении контрагентов по юридическим адресам, являющимся "массовыми", неотражении сделок в налоговой отчетности указывают на недобросовестность не плательщика, а данных контрагентов и не доказывают получение обществом незаконной налоговой выгоды. Плательщиком проверена государственная регистрация участников сделок, налоговый учет, т.е. предприняты все возможные меры по проверке их правоспособности, отсутствует взаимозависимость лиц, не опровергается получение и оприходование товаров, их оплата (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 № 18АП-2839/2009 по делу № А07-20690/2008);
- решение арбитров, которые сочли вывод налоговых органов о получении обществом необоснованной налоговой выгоды неправомерным, поскольку он был основан на сведениях, содержащихся в счетах-фактурах и результатах проверок контрагентов общества за иные налоговые периоды (2007 год). Следовательно, такие сведения не свидетельствуют о получении обществом необоснованной налоговой выгоды в виде налоговых вычетов по НДС в IV квартале 2006 г. (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу № А64-992/08-11);
В закладку "Арбитраж" справки "Возмещение НДС из бюджета" внесен вывод судей о том, что проценты за несвоевременный возврат суммы налога начисляются с того момента, когда налог должен был быть возвращен в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял соответствующее решение, и при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. При этом проценты за несвоевременный возврат НДС подлежат начислению до дня фактического возврата налогоплательщику суммы налога с исключением из периода просрочки праздничных и выходных дней (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2009 № А53-19892/2008-С5-44).
УСН
Президиум ВАС РФ постановил, что если в приказе Минэкономразвития не указано, что установленный министерством коэффициент-дефлятор на год рассчитан с учетом размера предыдущего, то предельный размер доходов, позволяющий налогоплательщикам перейти на УСН, следует рассчитывать как с учетом коэффициента-дефлятора на текущий год, так и с учетом предыдущих коэффициентов-дефляторов. Данная позиция высшей судебной инстанции отражена в справке "Предел доходов от реализации" (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 № 12010/08).
В справку "Определение целесообразности перехода на УСН" добавлено следующее разъяснение Минфина России: с 1 января 2009 г. законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. При этом Налоговым кодексом РФ не определено содержание понятия ""категория налогоплательщиков"". Чиновники поясняют, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Так, например, к таким признакам можно отнести виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях. При этом, отметил Минфин России, налогоплательщик, находящийся на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, и обладающий признаками нескольких категорий налогоплательщиков, при применении закона субъекта РФ, предусматривающего различные налоговые ставки для таких категорий налогоплательщиков, вправе применять наименьшую из этих налоговых ставок (письмо Минфина России от 02.06.2009 № 03-11-11/96).
Справка "Выбор объекта налогообложения" дополнена пояснением Минфина России, который считает, что гл. 26.2 НК РФ не предусматривает права изменять в течение налогового периода объект налогообложения в виде доходов на доходы, уменьшенные на величину расходов, в связи с заключением налогоплательщиком договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) (письмо Минфина России от 11.06.2009 № 03-11-09/206).
В справку "Оформление перехода на УСН" добавлено мнение чиновников, которые считают, что поскольку при реорганизации юридического лица в форме присоединения новое юридическое лицо не возникает, то реорганизованное юридическое лицо, применявшее УСН, при соблюдении всех условий, установленных гл. 26.2 НК РФ, вправе продолжать применять данный спецрежим (письмо Минфина России от 16.06.2009 № 03-11-06/2/104).
Налоговые органы пояснили, что если продавец, применяющий УСН, не выделял НДС в расчетных документах и не выставлял покупателю счет-фактуру, то перечислять налог в бюджет и представлять в налоговые органы декларацию он не обязан. При этом покупателю следует направить в адрес продавца письмо с сообщением о том, что в соответствующем платежном поручении сумма НДС выделена ошибочно. Такое пояснение столичных налоговиков внесено в справку "Деятельность при применении УСН" (письмо УФНС России по г. Москве от 31.03.2009 № 20-14/2/030093@).
В справку "Виды расходов" добавлены разъяснения Минфина России о том, что расходы на приобретение комплекта бухгалтерской справочной системы могут быть учтены при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (письмо Минфина России от 11.06.2009 № 03-11-06/2/103).
В аналитику "Включаются ли суммы налога на доходы физических лиц в расходы при применении УСН?" справки "Виды расходов" добавлено мнение налоговых органов о том, что суммы исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ включаются в расходы в составе начисленного физическим лицам дохода за отчетный (налоговый) период (письма УФНС по г. Москве от 11.02.2009 № 16-15/012115).
Справка "Порядок признания расходов" дополнена очередным заявлением чиновников о том, что при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в состав расходов включается стоимость приобретенных товаров, оплаченных поставщикам, реализованных и оплаченных покупателями (письмо Минфина России от 11.06.2009 № 03-11-09/205).
В справку "Уплата авансовых платежей" добавлено пояснение Минфина России о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные в январе 2008 г. за декабрь 2007 г., учитываются при расчете сумм налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за I квартал 2008 г. и за 9 месяцев 2008 г., а взносы за сентябрь 2008 г., уплаченные в октябре 2008 г., учитываются по итогам 2008 г. (письмо Минфина России от 18.06.2009 № 03-11-06/2/105).
ЕНВД
В справке "Налогоплательщики" отражены:
- точка зрения Минфина России, согласно которой налогоплательщик обязан встать на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности или по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя) независимо от того, что он уже состоит на учете в этом налоговом органе по иным основаниям (письмо Минфина России от 03.06.2009 № 03-11-06/3/154);
- информация о том, что ограничение среднесписочной численности работников в целях применения ЕНВД для организаций потребительской кооперации перенесено с 01.01.2010 на 01.01.2013 (Федеральный закон от 29.06.2009 № 140-ФЗ).
По мнению Минфина России, деятельность по вывозу жидких бытовых отходов в места утилизации относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к предпринимательской деятельности по оказанию услуг по перевозке грузов. Поэтому независимо от категории используемого при перевозках транспортного средства данный вид предпринимательской деятельности не подпадает под уплату ЕНВД. Данное утверждение чиновников внесено в справку "Виды предпринимательской деятельности, которые могут облагаться единым налогом" (письмо Минфина России от 16.06.2009 № 03-11-06/3/166).
Справка "Розничная торговля" дополнена:
- мнением Минфина России, который считает, что при расчете суммы ЕНВД следует учитывать общую площадь торгового места с учетом переданной в аренду площади (части площади) проходов для покупателей (письмо Минфина России от 26.05.2009 № 03-11-09/185);
- разъяснениями чиновников о том, какими документами можно подтвердить заключение договора розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД при безналичном расчете с покупателями (письмо Минфина России от 18.06.2009 № 03-11-09/216).
В аналитику "Уплата единого налога на вмененный доход при посреднических договорах" к справке "Розничная торговля" добавлены разъяснения Минфина России, согласно которым деятельность организации, осуществляющей розничную торговлю комиссионными товарами через магазин комиссионной торговли бытовой техникой, открытый на арендованной нежилой площади, при условии что площадь торгового зала магазина не превышает 150 кв. м, подлежит переводу на уплату ЕНВД. Комитент (организация или индивидуальный предприниматель, товары которых реализуются через комиссионный магазин) в данном случае не является плательщиком ЕНВД, поскольку не осуществляет фактической розничной торговли (письмо Минфина России от 26.05.2009 № 03-11-06/3/145).
В аналитическую справку "Применение ЕНВД при осуществлении деятельности по продаже карт экспресс-оплаты" к справке "Розничная торговля" внесено очередное разъяснение чиновников о том, что предпринимательская деятельность налогоплательщиков по реализации карт экспресс-оплаты при условии соблюдения норм гл. 26.3 НК РФ может быть переведена на уплату ЕНВД (письмо Минфина РФ от 15.06.2009 № 03-11-09/211).
В справку "Оказание бытовых услуг" добавлены разъяснения Минфина России, который считает, что в отношении деятельности по оказанию услуг по ремонту электро- и бензоинструмента, оказываемых гражданам, может применяться система налогообложения в виде ЕНВД. Если такие услуги оказываются юридическим лицам, то такая деятельность облагается в соответствии с иными режимами налогообложения. Чиновники также подчеркнули, что налогоплательщиками ЕНВД признаются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают физическим лицам платные бытовые услуги на основе договоров бытового подряда. Исходя из того, что услуги по гарантийному ремонту товаров ненадлежащего качества оказываются физическим лицам бесплатно за счет продавцов (изготовителей, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), организации, оказывающие услуги по гарантийному ремонту товаров, не признаются налогоплательщиками ЕНВД. Такая деятельность также облагается в рамках иного режима налогообложения (письмо Минфина России от 21.05.2009 № 03-11-06/3/144).
Минфин России считает, что если организация осуществляет только предпринимательскую деятельность, подлежащую налогообложению ЕНВД, то суммы внереализационных доходов, относящихся к этой деятельности, в том числе в виде процентов, начисленных банком на остаток денежных средств на расчетном счете, а также в виде положительных курсовых разниц, образовавшихся в результате пересчета обязательств в иностранной валюте (задолженность иностранному поставщику), облагаются в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД. Данное мнение финансового ведомства отражено в справке "Ведение раздельного учета" (письмо Минфина России от 06.11.2008 № 03-11-04/3/495).
ЕСН
В справку "Объект налогообложения для организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам по трудовым договорам" добавлены:
- разъяснения ФНС России о том, что выплаты за время простоя по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, облагаются ЕСН в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ. Если в трудовых (коллективных) договорах или внутренних положениях об оплате труда в организации предусмотрена оплата за время простоя в большем размере, чем установлено в ст. 157 ТК РФ, сумма превышения также облагается ЕСН (письмо ФНС России от 20.04.2009 № 3-6-03/109);
- утверждение чиновников о том, что производимая на основании коллективного договора стимулирующая выплата молодым рабочим и специалистам, связанная с результатами труда, является, по сути, доплатой к заработной плате. В соответствии с положениями ст. 255 НК РФ суммы таких доплат принимаются в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Следовательно, такие выплаты подлежат налогообложению ЕСН (письмо Минфина России от 11.06.2009 № 03-04-06-02/43).
Справка "Объект налогообложения для организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам по гражданско-правовым договорам" дополнена пояснением Минфина России о том, что суммы документально подтвержденных расходов на переезд и проживание по месту осуществления работ по такому договору являются компенсационными выплатами и не подлежат налогообложению единым социальным налогом (письмо Минфина России от 02.06.2009 № 03-04-06-02/40).
В справку "Компенсационные выплаты, не подлежащие обложению ЕСН" внесены:
- разъяснения Минфина России о порядке налогообложения ЕСН денежной компенсации за использование в служебных целях мобильного телефона (письмо Минфина России от 17.06.2009 № 03-04-06-01/138);
- точка зрения чиновников, которые считают, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 Трудового кодекса РФ; они повышают размер оплаты труда вышеназванным работникам. Следовательно, они подлежат налогообложению ЕСН (письмо Минфина России от 19.06.2009 № 03-04-06-02/46).
НДФЛ
Справка "Доходы от источников в РФ" пополнилась заявлением чиновников о том, что сумма неустойки, выплаченная физическому лицу по решению суда за ненадлежащее исполнение условий договора, является его доходом, подлежащим налогообложению НДФЛ (письмо Минфина России от 02.06.2009 № 03-04-05-01/409).
В справку "Доход в натуральной форме" добавлены:
- очередное утверждение чиновников о том, что если после выполнения служебного поручения работник из командировки не возвращается, а остается в месте командировки для проведения отпуска, то возмещение стоимости его проезда по завершении отпуска от места назначения обратно к месту постоянной работы не является компенсацией расходов, связанных со служебной командировкой. По мнению налоговиков, сумма возмещения организацией стоимости билета является доходом физического лица, который облагается НДФЛ (письмо УФНС по г. Москве от 27.02.2009 № 20-14/3/017619@);
- точка зрения Минфина России, согласно которой суммы оплаты организацией расходов физических лиц, являющихся исполнителями по договору подряда, по проезду и проживанию признаются их доходом, полученным в натуральной форме, и подлежат налогообложению НДФЛ вне зависимости от способа оплаты (письмо Минфина России от 02.06.2009 № 03-04-06-02/40).
Справка "Компенсационные выплаты" пополнилась:
- пояснением налоговых органов о том, что в отношении компенсационных выплат, освобождаемых от налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ, документальное подтверждение расходов требуется только в тех случаях, когда сама компенсация имеет характер возмещения расходов. Компенсации иного рода, например компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, компенсации морального вреда, не связаны с возмещением расходов налогоплательщика и, соответственно, для целей налогообложения не требуют документального подтверждения каких-либо расходов (письмо ФНС России от 18.06.2009 № ШС-17-3/121@);
- разъяснениями Минфина России о том, что денежная компенсация за использование в служебных целях мобильного телефона, принадлежащего сотруднику, не облагается НДФЛ в размерах, установленных организацией. При этом размер данной компенсации должен иметь экономическое обоснование и исходить из документально подтвержденных стоимости мобильного телефона и времени телефонных разговоров по служебным и личным целям. Также организация должна располагать документами (или их заверенными в установленном порядке копиями), подтверждающими право собственности работника на используемое имущество (письмо Минфина России от 17.06.2009 № 03-04-06-01/138);
- указанием чиновников на то, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подлежат налогообложению НДФЛ (письмо Минфина России от 19.06.2009 № 03-04-06-02/46).
В аналитику "Суммирование стандартных налоговых вычетов нарастающим итогом" справки "Стандартные налоговые вычеты" внесено мнение ВАС РФ, который указал, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, запрещающих предоставление стандартного налогового вычета за те месяцы, в которых у работников отсутствовал доход, подлежащий налогообложению. Судьи отметили, что такие же разъяснения содержатся и в письмах Минфина России от 01.03.2006 № 03-05-01-04/41, от 22.01.2007 № 03-04-06-01/12 и от 06.05.2008 № 03-04-06-01/118 (Определение ВАС РФ от 22.05.2009 № ВАС-4431/09 по делу № А38-661/2008-4-77).
Чиновники отметили, что каждый из родителей, включая родителя, лишенного родительских прав, если на его содержании находится ребенок, имеет право на стандартный налоговый вычет. Данное утверждение занесено справку "Стандартный налоговый вычет в размере 1000 рублей" (письмо Минфина России от 08.06.2009 № 03-04-05-01/442).
Справка "Социальные вычеты на лечение" дополнена информацией о том, какие документы необходимо представить для получения вычета по НДФЛ в случае приобретения медикаментов (письмо УФНС РФ по г. Москве от 05.03.2009 № 20-14/4/019628).
В справку "Социальные вычеты на обучение" добавлены разъяснения налоговых органов, согласно которым мемориальный ордер банка не может быть принят в качестве документа, подтверждающего факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в целях подтверждения права на вычет (письмо УФНС РФ по г. Москве от 06.03.2009 № 20-14/4/020538@).
Справка "Имущественный налоговый вычет при строительстве или приобретении жилья" дополнена:
- разъяснениями Минфина России о том, что повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета не допускается. Кроме того, Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность отказа от ранее полученного имущественного налогового вычета (письмо Минфина России от 27.05.2009 № 03-04-05-01/400);
- заявлением чиновников о том, что получение имущественного налогового вычета при приобретении прав на квартиру в строящемся доме пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ не предусмотрено. Расходы на приобретение прав на квартиру, комнату в строящемся доме могут быть учтены по завершении строительства жилого дома и оформления соответствующих правоустанавливающих документов (письмо Минфина России от 02.06.2009 № 03-04-05-01/402);
- пояснением финансового ведомства о том, что передача права, а равно и отказ от пользования имущественным налоговым вычетом одним налогоплательщиком в пользу другого налогоплательщика пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ не предусмотрены. Налогоплательщики, приобретшие имущество в общую совместную собственность, могут только согласовывать между собой соотношение, в котором имущественный налоговый вычет будет распределяться между ними (письмо Минфина России от 03.06.2009 № 03-04-05-01/420);
- указанием чиновников о том, что имущественный налоговый вычет предоставляется исходя из реально понесенных расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, а не из стоимости построенного или приобретенного жилья (письмо Минфина России от 18.06.2009 № 03-04-05-01/473).
В справку "Порядок исчисления и уплаты налога налоговыми агентами" добавлены:
- комментарии Минфина России в отношении ситуации, когда обособленное подразделение иностранной организации в РФ, не имеющее расчетного счета, выплачивает заработную плату сотрудникам через расчетный счет другого обособленного подразделения иностранной организации в РФ (письмо Минфина России от 22.05.2009 № 03-04-06-02/38);
- напоминание чиновников о том, что организация, производящая выплаты физическому лицу в соответствии с заключенным договором аренды нежилого помещения, признается налоговым агентом в отношении таких выплат, в связи с чем на нее возлагается обязанность по удержанию и перечислению в бюджет сумм исчисленного НДФЛ с сумм таких выплат (письмо Минфина России от 03.06.2009 № 03-04-05-01/428);
- указание финансового ведомства о том, что организация, выплачивающая физическим лицам доходы в виде ежемесячных доплат к трудовым пенсиям, производимых на основании решения общего собрания акционеров организации и выплаченных по решению суда, признается налоговым агентом (письмо Минфина России от 19.06.2009 № 03-04-06-01/141).
Справка "Исчисление налога налоговыми агентами" дополнена:
- разъяснениями Минфина России, который считает, что суммы налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленного подразделения, должны быть перечислены головной организацией в налоговые органы по месту учета такого обособленного подразделения (письмо Минфина России от 05.06.2009 № 03-04-06-01/127);
- мнением чиновников о том, что если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то налог на доходы физических лиц с доходов такого сотрудника должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого обособленного подразделения с учетом времени, отработанного в каждом обособленном подразделении (письмо Минфина России от 05.06.2009 № 03-04-06-01/128).
В справку "Учет выплаченных доходов и удержанных сумм налога налоговыми агентами" добавлено разъяснение Минфина России, согласно которому сведения о доходах физических лиц (в том числе в виде процентов по вкладам в банке и материальной выгоды от экономии на процентах за пользование кредитными средствами) могут представляться налоговым агентом - российской организацией, имеющей обособленные подразделения, в налоговые органы по месту своего нахождения, а обособленным подразделением организации - по месту нахождения обособленного подразделения, производящего выплаты физическим лицам (письмо Минфина России от 09.06.2009 № 03-04-06-01/130).
Столичное налоговое ведомство отметило, что непредставление налогоплательщиком - продавцом квартиры налоговой декларации в налоговый орган более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере, установленном в п. 2 ст. 119 НК РФ. При этом, если сумма налога к уплате равна нулю, сумма штрафа согласно п. 1 ст. 119 НК РФ составит 100 руб., и, соответственно, к налоговой ответственности на основании п. 2 ст. 119 НК РФ налогоплательщик не привлекается. Мнение контролеров отражено в справке "Налоговая декларация" (письмо УФНС РФ по г. Москве от 16.03.2009 № 20-14/4/022859@).
Налог на имущество
В аналитику "Момент возникновения объекта налогообложения при реализации недвижимого имущества" справки "Объект налогообложения" добавлены:
- мнение ВАС РФ, который указывает, что ни НК РФ, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат в качестве условия для налогообложения имущества и его постановки на учет в качестве основного средства наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке. Следовательно, обязанность по уплате налога на имущество возникает у налогоплательщика с начала использования принятого в эксплуатацию объекта в деятельности предприятия (Определение ВАС РФ от 25.05.2009 № ВАС-6326/09 по делу № А60-33154/2008-С10);
- точка зрения Минфина России, который считает, что до внесения изменений в Единый государственный реестр прав (то есть до перехода права собственности на недвижимость) объект недвижимости учитывается в составе основных средств и подлежит налогообложению налогом на имущество (письмо Минфина России от 10.06.2009 № 03-05-05-01/32).
В закладку "Арбитраж" справки "Налоговая база российской организации и иностранной организации, имеющей постоянное представительство" добавлена информация о судебном решении, в котором суд пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно учитывал спорный объект недвижимости на счете бухгалтерского учета 41 "Товары для продажи" и не включал его в налогооблагаемую базу по налогу на имущество, поскольку указанное здание использовалось им в хозяйственной деятельности в качестве объекта основных средств. Кроме того, судьи, оценив представленный обществом в материалы дела предварительный договор купли-продажи спорного объекта недвижимости, пришли к выводу, что данный договор не свидетельствует о реальных намерениях налогоплательщика перепродать указанное здание. На основании этого ВАС РФ признал правомерным доначисление обществу налога на имущество (Определение ВАС РФ от 20.04.2009 № ВАС-4350/09 по делу № А56-19655/2008).
Письмом от 19.06.2009 № 03-05-04-01/44 Минфин России разъяснил порядок уплаты налога на имущество и представления налоговой декларации в случае прекращения налогоплательщиком-организацией деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения) или выбытия объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или вне местонахождения обособленного подразделения. Данные разъяснения внесены в справки:
- "Уплата авансовых платежей";
- "Уплата налога".
Платежи во внебюджетные фонды
В справку "Порядок уплаты страховых взносов организациями по месту нахождения обособленных подразделений" добавлено напоминание Минфина России о том, что налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и выплачивающие вознаграждения в пользу физических лиц, должны платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование централизованно по месту своего нахождения (письмо Минфина России от 31.10.2008 № 03-04-06-02/119).
1.3. Учет
Бухгалтерский учет
В справку "Первичные документы по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин" добавлены разъяснения Минфина России о порядке заполнения кассовых документов при получении оплаты от покупателя банковской картой (письмо Минфина РФ от 11.06.2009 № 03-01-15/6-311).
1.4. Контрольно-кассовая техника
Определен порядок введения в фискальную память контрольно-кассовой техники перечня и формата информации при первичной регистрации и перерегистрации ККТ. Данная информация отражена в справке "Область применения контрольно-кассовой техники (ККТ)" (Приказ ФНС России от 19.06.2009 № ММ-7-2/328@).
В справку "Обязанность применять ККТ" добавлены разъяснения Минфина России о том, что ведение деятельности по договорам комиссии не освобождает посредника от обязанности применять ККТ. При осуществлении организациями розничной торговли на основании договоров комиссии фактическим продавцом товара является комиссионер. В связи с этим при получении от покупателей наличных денежных средств за проданный товар комиссионер обязан выдавать им кассовый чек (письмо Минфина России от 11.06.2009 № 03-01-15/6-310).
С 01.01.2010 вступает в силу Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", устанавливающий, что платежный терминал должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать, в частности, печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема денежных средств. При этом кассовый чек платежного терминала должен соответствовать требованиям законодательства РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов. Соответствующая информация включена в аналитику "Как избежать в своем бизнесе трудоемкого и дорогостоящего оборота наличных денежных средств?" справки "Обязанность применять ККТ".
1.5. Внимание: проверка!
Проверки налоговыми органами
В закладку "Арбитраж" справки "Недобросовестность налогоплательщика. Необоснованная налоговая выгода" добавлен вывод арбитров о том, что суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям Налогового кодекса РФ, а должен оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними. Оценка же добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок. Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и быть реальными, не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.06.2009 № Ф04-3446/2009(8555-А70-25) по делу № А70-6259/2008).
В закладку "Арбитраж" справки "Признаки недобросовестности налогоплательщика" добавлена информация о деле, где судьи пришли к выводу, что осуществляемая обществом предпринимательская деятельность не свидетельствует о получении им необоснованной налоговой выгоды, поскольку:
- все хозяйственные операции реально осуществлялись;
- необходимые условия для достижения результатов соответствующей деятельности в организации присутствовали;
- для целей налогообложения проводился учет всех хозяйственных операций, а не только тех, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды;
- товары (работы, услуги), закупаемые для осуществления предпринимательской деятельности, реально существовали и оприходованы для целей бухгалтерского и налогового учета;
- взаимозависимость между обществом и его контрагентом отсутствует;
- закупка товара и услуг осуществлялась регулярно, что указывает на ритмичный характер хозяйственных операций;
- нарушений налогового законодательства в прошлом не допускалось;
- платежи осуществлялись в безналичном порядке через банки без посредников.
Также судьи приняли во внимание тот факт, что при заключении договоров с ООО общество проявило должную осмотрительность, истребовав у контрагента:
- уставные документы,
- свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ,
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица,
- свидетельство о постановке на налоговый учет,
- решение учредителя о назначении директора, копию его паспорта (постановление ФАС Московского округа от 16.06.2009 № КА-А40/5318-09 по делу № А40-56799/08-76-198).
В закладку "Арбитраж" справки "Типичные обстоятельства, порождающие у налоговых органов сомнения в добросовестности налогоплательщика" добавлены:
- судебное решение, где арбитры подтвердили, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. В этой связи арбитры не приняли во внимание довод общества о том, что оно проявило должную степень осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, запросив у ООО копии Устава и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку сам по себе факт получения обществом пакета учредительных документов поставщика не может рассматриваться как проявление обществом достаточной степени осмотрительности при выборе контрагента. Информация о регистрации контрагента в качестве юридического лица и постановке его на учет в налоговом органе носит справочный характер и не характеризует контрагента как добросовестного, надежного и стабильного участника хозяйственных взаимоотношений (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2009 № А19-15536/08-52-Ф02-1554/09 по делу № А19-15536/08-52);
- информация о деле, в котором судьи пришли к выводу о необоснованности налоговой выгоды на основании следующих фактов: в систему поставок и взаиморасчетов вовлечены юридические лица, зарегистрированные по утерянным документам (впоследствии регистрация обоих спорных поставщиков решением суда признана недействительной), не находящиеся по юридическим адресам, документы подписаны неуполномоченными лицами; сделки носили разовый характер, у поставщиков отсутствуют управленческий и технический персонал, отсутствуют основные средства. Все это позволило судьям сделать вывод о недобросовестности участников хозяйственных операций (постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.05.2009 № Ф03-1864/2009 по делу № А73-11983/2008);
- сведения о решении судей, которые пришли к выводам о том, что ООО фактически не имело условий для оказания услуг организации; о формальном характере документооборота между данными организациями; о недостоверности сведений, содержащихся в счетах-фактурах, выставленных ООО-контрагентом, и, как следствие, о том, что при выборе этого поставщика организация не проявила должной осмотрительности, в связи с чем полученная ею налоговая выгода (в виде права отнесения к затратам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, и права на налоговые вычеты по НДС соответствующих сумм по спорным сделкам) является необоснованной (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.05.2009 № А29-8251/2008);
- информация о судебном решении, где арбитры поддержали налоговый орган, признав, что представленные им доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что действия общества при осуществлении хозяйственных операций с контрагентами не имели деловой цели и были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. В частности, судьи обратили внимание на то, что контрагенты общества относятся к категории налогоплательщиков, не представляющих отчетность, и не располагаются по зарегистрированному адресу; первичные документы от их имени подписаны неустановленными лицами (Определение ВАС РФ от 11.06.2009 № ВАС-7177/09 по делу № А12-12569/08-С36);
- мнение суда, который счел, что общество должно было и могло проявить должную осмотрительность при выборе контрагентов путем проверки полномочий лиц, подписывавших первичные документы при заключении хозяйственных договоров и во исполнение обязательств по ним, однако Общество этого не сделало, что в итоге привело к неуплате соответствующих налогов. Установив, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента, суд фактически установил и наличие в действиях лица, привлекаемого к ответственности, субъективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ. Доводы общества о том, что оно является добросовестным налоговым агентом и, вступая в отношения с контрагентами, проявило должную осмотрительность и осторожность, не знало и не могло знать об их неправомерных действиях, судом отклоняются, поскольку право на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на понесенные расходы по операциям связано с их документальным подтверждением в установленном законом порядке, то есть предусмотренными законом документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, что исключает недостоверность обосновывающих документов (постановление ФАС Московского округа от 10.06.2009 № КА-А40/5118-09 по делу № А40-67656/08-108-348);
- решение арбитров, где вывод налоговой инспекции об отсутствии у контрагентов общества управленческого и технического персонала, иных средств, производственных и нематериальных активов был признан документально не подтвержденным, предположительным и не опровергающим факта реального выполнения работ по заключенным договорам. Суд указал, что налоговой инспекцией не представлено доказательств, что общество при приобретении товаров (работ, услуг) у контрагентов действовало без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентами, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентами. Арбитры, оценив доводы налоговой инспекции о том, что представленные обществом первичные документы содержат недостоверную информацию относительно выполненных работ, подписаны неизвестными лицами, признали, что они носят предположительный характер и не подтверждены документально. В частности, налоговой инспекцией в порядке п. 6 ст. 101 НК РФ не проводились дополнительные мероприятия налогового контроля - допросы свидетелей, экспертизы подписей лиц, указанных в первичных документах (постановление ФАС Московского округа от 15.06.2009 № КА-А40/5163-09 по делу № А40-63827/08-87-254).
В закладку "Арбитраж" справки "Критерии отбора организаций для проведения выездной налоговой проверки" добавлен вывод арбитров о том, что довод налоговой инспекции о взаимозависимости участников сделок сам по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, если не доказано, что это обстоятельство существенно повлияло на результаты сделок. Приобретение товара у взаимозависимого лица не приравнивается к недобросовестности. В каждом конкретном случае необходимо доказать, что взаимозависимость привела к нерыночному ценообразованию и необоснованному завышению налога, подлежащего возмещению из бюджета. Налоговая инспекция приводила в качестве доказательств взаимозависимости общества и его контрагентов следующие доводы: организации находятся по одному адресу и открыли банковские счета в одном банке, соучредителем комиссионера является контрагент общества, директор общества является руководителем предприятия - производителя экспортного товара. Между тем, отметили арбитры, второе условие для необходимости признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения - влияние заинтересованности на условия или экономические результаты деятельности общества и его поставщика, инспекцией осталось не доказанным. Налоговой инспекцией также не представлены результаты проверки рыночной цены на реализуемый товар и уровень отклонения от нее цены, указанной в договоре поставки между обществом и поставщиком (Определение ВАС РФ от 15.06.2009 № ВАС-7201/09 по делу № А12-9645/2008-с60).
Проверки миграционной службой
Приказом МВД РФ № 338, ФМС РФ № 97 от 30.04.2009 утвержден новый Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда. В связи с этим признан утратившим силу Регламент проведения проверочных мероприятий по соблюдению положений законодательства Российской Федерации в сфере миграции территориальными органами Федеральной миграционной службы, утв. приказом ФМС России от 16.01.2007 № 10. Соответствующие изменения внесены в справку "Проверки миграционной службой".
Пожарная безопасность
Специалисты "1С:Консалтинг. Стандарт" продолжают разбирать и комментировать принципиально новую систему обеспечения пожарной безопасности и осуществления контроля и надзора за соблюдением противопожарных норм и правил, введенную в России с 1 мая 2009 года. Раздел дополнен новыми справками, посвященными способам подтверждения соответствия продукции и имущества требованиям пожарной безопасности:
- "Сертификация пожарной безопасности продукции" - в справке рассмотрены основные вопросы, касающиеся сертификации продукции, к которой установлены требования пожарной безопасности: назначение сертификации; схемы сертификации, а также основные этапы и процедуры, предусмотренные соответствующими схемами; правила выдачи сертификатов соответствия; порядок осуществления контроля за качеством сертифицированной продукции.
- "Декларирование пожарной безопасности продукции" - в справке анализируется процедура декларирования как способ подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности: процесс декларирования, правила составления и регистрации декларации, основания прекращения действия декларации.
1.6. Хозяйственная деятельность
В справку "Цена договора" внесены изменения по новой редакции ст. 424 Гражданского кодекса РФ (Федеральный закон от 29.06.2009 № 132-ФЗ).
Изменения, касающиеся процессуального положения эксперта в арбитражном процессе и порядка распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, внесенные в АПК РФ, отражены в справках "Эксперт" и "Распределение судебных расходов" (Федеральный закон от 28.06.2009 № 124-ФЗ).
В связи с внесением изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", в соответствии с которыми введена новая форма некоммерческих организаций - казачьи общества, скорректирована справка "Организационно-правовые формы некоммерческих организаций" (Федеральный закон от 03.06.2009 № 107-ФЗ).
Справка "Участие в открытом аукционе в электронной форме" приведена в соответствие с актуальной редакцией Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". С 01.07.2009 вступила в силу Глава 3.1 этого закона "Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме" (Федеральный закон от 08.05.2009 № 93-ФЗ).
Федеральным законом от 03.06.2009 № 115-ФЗ внесен ряд существенных изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". В соответствии с новой редакцией закона, действующей с 09.06.2009, приведены справки:
- "Компетенция общего собрания акционеров",
- "Подготовка к проведению общего собрания акционеров",
- "Принятие решений советом директоров (наблюдательным советом) АО",
- "Единоличный исполнительный орган АО" и "Документы АО",
а также подготовлена новая справка "Акционерное соглашение".
Справка "Раскрытие информации о ценных бумагах эмитентом" приведена в соответствие с новой редакцией статьи 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", в котором содержится перечень сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг (Федеральный закон от 03.06.2009 № 115-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 486 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности. В связи с этим скорректированы справки:
- "Перечень органов, осуществляющих лицензирование",
- "Ростехнадзор",
- "Лицензируемые виды деятельности".
Справка "Порядок предоставления информации об аффилированных лицах" приведена в соответствие с новой редакцией Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н. Изменения, вступившие в силу с 01.07.2009, коснулись процедуры предоставления информации об аффилированных лицах акционерного общества (Приказ ФСФР РФ от 23.04.2009 № 09-14/пз-н).
Утвержден новый Порядок предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Изменения, связанные с принятием нового нормативного правового акта, внесены в справки "Предоставление в электронном виде сведений из ЕГРЮЛ" и "Предоставление в электронном виде сведений из ЕГРИП" (Приказ ФНС РФ от 31.03.2009 № ММ-7-6/148@).
Приказом ФНС РФ от 09.06.2009 № ММ-7-6/318@ утверждены форматы представления сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных п. 2, 3 ст. 23 НК РФ, в электронном виде. В связи с этим дополнена справка "Обязанности налогоплательщиков".
В справку "Ставка рефинансирования (учетная ставка) Центрального Банка РФ" внесены изменения в связи со снижением ставки с 13.07.2009 с 11,5 до 11 процентов годовых (Указание ЦБ РФ от 10.07.2009 № 2259-У).
Разъяснения, данные ФНС РФ в письме от 25.06.2009 № МН-22-6/511@, о применении форм заявлений по вопросам государственной регистрации ООО, включены в справки:
- "Государственная регистрация при создании юридического лица",
- "Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации",
- "Государственная регистрация изменений и дополнений в учредительных документах",
- "Внесение в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице".
Аналитика "Исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ и банкротство отсутствующего должника" к справке "Исключение прекратившего свою деятельность юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа" дополнена разъяснениями о порядке исключения из ЕГРЮЛ юридических лиц, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность (письмо ФНС РФ от 18.06.2009 № МН-20-6/812).
Разъяснениями, приведенными в новом Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, о применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции дополнены справки (Постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36):
- "Производство в суде апелляционной инстанции",
- "Полномочия суда апелляционной инстанции. Пределы рассмотрения дела",
- "Постановление суда".
1.7. Прочее
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, а также признаны утратившими силу нормативные правовые акты, которыми ранее регулировались вопросы деятельности упраздненных с 01.03.2009 Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федерального агентства геодезии и картографии. В связи с этим внесены корректировки в справки "Структура федеральных органов исполнительной власти РФ" и "Росреестр".
Если информация, указанная в этом разделе, помогла Вам при демонстрации и продаже ИАС "1C:Консалтинг. Стандарт", а также если у Вас есть предложения по форме изложения раздела "ВНИМАНИЮ ДЕМОНСТРАТОРОВ И МЕНЕДЖЕРОВ ПРОЕКТА "1С:КОНСАЛТИНГ. СТАНДАРТ", напишите, пожалуйста, по электронной почте по адресу: pravo@1c.ru.