Публикации в прессе

Индустрия программного обеспечения:
ожидания и реалии

Опубликовано в газете "Экономика и Жизнь", №16, апрель 2001 года, в нормативно-консультационном разделе "Ваш партнер - консультант", рубрика "Высокие технологии". 
Официальный сайт ИД "Экономическая газета" - www.akdi.ru.

В числе участников состоявшегося недавно в Кремле совещания Президента России В. Путина с руководителями ведущих компаний, работающих в сфере компьютерных технологий, были и многолетние деловые партнеры "ЭЖ". Облик экономики XXI века, подчеркивали собравшиеся, будут определять отрасли, использующие интеллектуальные возможности человека, новейшие достижения информатики и тесно взаимодействующие с реальным сектором. Предоставляем слово выступавшему на совещании директору фирмы "1С" Борису НУРАЛИЕВУ.

Более десяти лет наша фирма тесно сотрудничает с ЭЖ в продвижении на рынок информационных технологий, изучении потребности в них. С читателями газеты, среди которых много пользователей наших программ, мне хотелось бы поделиться своими соображениями о том, что нужно сделать для индустрии программного обеспечения, каковы перспективы развития данной отрасли, какой помощи мы ждем от государства. Именно эти вопросы и обсуждались на совещании в Кремле.

Отрасль информационных технологий в российской экономике относительно других развивается достаточно успешно. Наша фирма "1С" представляет в ней тех, кто разрабатывает и продает различные компьютерные программы для массового рынка – от систем учета для предприятий до игр и обучающих программ.

 

НАША СПРАВКА

На встрече в Кремле приняли участие Аркадий Волож  - генеральный директор компании Яndex, президент группы компаний Copm Tech, Ольга Дергунова – глава представительства Microsoft в Москве, Анатолий Карачинский – президент группы компаний IBS, Наталия Касперская – генеральный директор ЗАО "Лаборатория Касперского", Алексей Кудрявщев – генеральный директор Kraftway Computers, Борис Нуралиев – директор фирмы "1С", Георгий Пачиков – генеральный директор фирмы Parallel Graphics, Александр Сауров – председатель совета директоров Инновационного центра новых технологий, Евгений Велихов – директор "Курчатовского центра" и Михаил Якушев – представитель фирмы Global One.

 

По нашей компании, начиная с 1995 года рост составил примерно 40% в год, а в 2000 году - 60%. Можно предположить такие же показатели и для всего рынка программного обеспечения. Такое относительно быстрое развитие - результат как усилий работающих в области информационных технологий, так не в меньшей мере и нормального рыночного развития российской экономики. Ведь предприятиям, чтобы быть успешными в условиях рыночной экономики, нужно автоматизироваться. А по мере роста личных доходов и увеличения числа домашних компьютеров растет спрос на игры и обучающие программы.

По оценкам специалистов, в России уже сейчас около 10 млн компьютеров. Из них более 8 млн используется на предприятиях, а домашних - менее 2 млн. Исходя из международной практики можно ожидать, что количество компьютеров в семейном использовании будет расти гораздо быстрее, чем в офисах.

Отрасль создает довольно много престижных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Программы “1С:Предприятие” внедряет более 1700 франчайзинговых организаций со средней численностью 27 сотрудников. Получается, что более 40 тыс. человек занимаются внедрением наших учетных программ. А есть еще конкуренты, есть область домашнего применения компьютеров и т.д. Индустрия информационных технологий играет заметную роль в российской экономике и имеет хороший потенциал для развития.

Ориентация на конечный продукт

Сейчас много пишется об экспорте российских специалистов на Запад и об организации оффшорного программирования – мол, будем развивать оффшорное программирование и станем процветающими, как Индия. Сами по себе это достаточно перспективные направления, и достичь индийского уровня экспорта для российских информационных технологий весьма желательно. Но не хотелось бы в этом повторять печальный опыт других отраслей – когда мы валим леса, наверное, больше всех в мире, а мебель покупаем из Западной Европы. Большую прибыль и высокий престиж дает только конечная продукция. Гораздо предпочтительнее не только продавать информационное сырье, а иметь отечественную разработку полного цикла до внедрения. Мало кто в мире видел индийские учетные системы (они есть, но на рынке их мало) или индийские компьютерные игры. А российскую игру "Тетрис" видели многие.

Пиратство - самая большая проблема

Основная проблема, специфическая для российского программного обеспечения, - защита прав на интеллектуальную собственность. И решать эту проблему должно в первую очередь государство. В России случаи воровства программ происходят достаточно часто. Это неблагоприятно влияет на отношение к российским фирмам на мировом рынке. Из-за этого России сложнее будет вступить в ВТО. Подделки, воровство душат отечественную индустрию на внутреннем рынке.

Покупатели сейчас не всегда понимают, что, приобретая, например, за 70 рублей официальную копию компьютерной игры, они поддерживают отечественную, перспективную и экологически чистую отрасль индустрии, которая платит налоги, а выбирая за те же 70 рублей пиратскую копию, поддерживают чисто криминальную структуру. И меня нисколько не удивляет, когда выясняется, что какой-то очередной пиратский заводик финансировал чеченских боевиков.

Однако неприятно удивляет, когда сотрудники даже правоохранительных органов, например налоговой полиции и МВД, говорят, что они работают на ворованном программном обеспечении – это неправильно. Компьютеры-то они не воруют, значит, и программы должны покупать. Неправильно, когда государственные типографии печатают пиратские выжимки из документации к нашим программам.

В государственном секторе правительство и Госдума должны подать пример, чтобы все государственные органы использовали только лицензионные программные продукты. Заодно увеличится и доля отечественных программ в государственном использовании. И это не только вопрос этики. Это и вопрос их информационной безопасности: пока государственные организации используют ворованные программные продукты, они зависят от недокументированных знаний отдельных исполнителей.

Совершенствование законодательства

Российские законы, касающиеся интеллектуальной собственности, в целом достаточно хорошие, но нуждаются в шлифовке.

 
ПРИОРИТЕТЫ

Президент России В. Путин определил следующие основные приоритеты в сфере высоких технологий:

·         правовое обеспечение деятельности в этой сфере;

·         поиск точек соприкосновения государства и бизнеса;

·         обеспечение деятельности российских производителей в стране и за рубежом;

·         защита интеллектуальной собственности.

 

 

Чаще всего для защиты лицензионных прав используется статья 146 Уголовного кодекса РФ. Первой проблемой является то, что предусмотренные этой статьей преступления подследственны прокуратуре, то есть сначала делом занимается милиция, потом прокуратура, потом дело попадает в суд. Работники прокуратуры – люди занятые, перегружены такими тяжкими и особо тяжкими преступлениями, как убийства, изнасилования, а компьютерное пиратство - это в общем-то кража. Почему это должна расследовать прокуратура – не понятно. Поэтому целесообразно поправить статью 126 УПК РСФСР, чтобы подследственность преступлений, предусмотренных статьей 146 УК РФ, стала не прокурорской, а милицейской. А прокуратура будет осуществлять надзор за расследованием, как и по всем другим статьям.

Вторая проблема в применении этой статьи, возникающая в суде, - квалификация ущерба, причиненного правообладателю. Законодатель квалифицирующим признаком назвал причинение ущерба в крупных и особо крупных размерах, не определив его количественно. Желательно прямо в статье 146 это указать, например как в статье 171 (незаконное предпринимательство) – 200 МРОТ и 500 МРОТ или как в статье 158 (кража) – 500 МРОТ, и судам будет легче работать.

В целом законы у нас неплохие, а вот практика их судебного применения зачастую удивляет. Вероятно, потому, что дела такого рода для судей новые, особенно когда они связаны с объектами интеллектуальной собственности в Интернете. Почему-то не всегда очевидно, что законодательство для “виртуального мира” столь же обязательно к выполнению, как и для других видов деятельности.

 
ЦИФРЫ

Как отметил на встрече Владимир Путин, новые технологии занимают всего лишь 0,6% от валового национального продукта, тогда как в развитых странах мира – от 4 до 6%.

 

В борьбе с пиратством многое еще нужно сделать. Хорошо, что сейчас создается ассоциация (партнерство) поставщиков программных продуктов для защиты авторских прав. Деятельность ее может быть особенно полезной для небольших региональных фирм.

Отношение государства к интеллектуальной собственности

В сфере бухгалтерского и налогового учета интеллектуальной собственности Россия постепенно приближается к обычным рыночным стандартам. Существенным шагом вперед в этом вопросе стало новое ПБУ 14 (Положение по бухгалтерскому учету) "Учет нематериальных активов". Однако нерешенные проблемы еще есть. Например, в информационной отрасли предприятиям зачастую приходится приобретать частичную лицензию на неисключительные права. Теперь такие объекты интеллектуальной собственности не вошли в перечень нематериальных активов ПБУ 14. Их предлагается учитывать как расходы будущих периодов. Чем это плохо? Например, становится спорной возможность сразу списать НДС - есть арбитражная практика, когда по счету 31 это делать запрещалось. Но даже в тех случаях, когда право на программу по новым правилам можно отнести к нематериальным активам, все совсем не гладко. Налоговые органы предусматривают срок полезного использования НМА – 10 лет, а Минфин – аж 20 лет. И 10 лет – очень много, а если кто-нибудь покажет нам компьютерную программу, которая продается в течение 20 лет, мы ее выставим в музее. Так что в этом вопросе правовую базу надо совершенствовать.

Неоправданные экспортные барьеры

Как для предприятий, так и для экономики страны очень важен вопрос сокращения экспортных ограничений.

При поставке программ на экспорт недостаточно карточки ВЭД - на каждую партию приходится предоставлять еще и учредительные документы. На каждую отправку оформляется заключение о не принадлежности к шифровальным средствам электронных ключей защиты в Федеральном агентстве правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ.

Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности, военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) также проводит экспертизу всех отправляемых ПП каждый раз, при этом опять же требуются все учредительные документы. Сертификат о происхождении товара выдается в Торгово-промышленной палате на основании акта экспертизы, который действует 2 года. Также на каждое наименование счет-фактуры приходится оформлять отдельно. Проблема еще в том, что каждый таможенный пост требует разный набор документов, нет полной ясности и предсказуемости в том, что же нужно будет в очередной раз. Пока собираешь одни документы, устаревают другие.

Мы же вывозим из страны программы – это же не нефть, не человеческие органы. Что, мы вывезем все программы и ничего не останется? Очень тяжело продать партию легального софта даже на Украину или в Эстонию. А вот из Украины навстречу легко приходит вагон с пиратскими дисками. И это, конечно, неправильно.

Стандартизация отчетности и другие вопросы бизнес-софта

Остановлюсь еще на некоторых наиболее существенных и специфических проблемах бизнес-ориентированного софта.

Автоматизация деятельности предприятий, учета, как известно, приносит обществу большую пользу. Для работы государственных органов существенным подспорьем могла бы стать стандартизация электронного вида документов. Государственную отчетность целесообразно сдавать в электронном виде, как, например, уже несколько лет МНС принимает справки о доходах физических лиц. Когда в наши дни бухгалтеры делают отчетность на компьютере, потом распечатывают на бумаге, а в контролирующем органе работники забивают эти данные вручную обратно в компьютер, это неоправданная трата народных денег, ведь можно сразу предоставлять данные в электронном виде, что удобнее и самим предприятиям, и контролирующим их собственникам, и фискальным органам. Особенно это полезно в отношении бюджетных учреждений – для них точно наряду с печатными формами отчетности должны приниматься электронные формы. Но это принесет пользу только при соблюдении двух условий.

Во-первых, формы электронной отчетности должны быть открытыми, заранее публиковаться в печати, чтобы любое предприятие могло подготовить их в любой программе, включая текстовый редактор. Во-вторых, для федеральной отчетности и формы должны быть федеральными. Практикуемое сейчас иногда введение регионального варианта электронной отчетности в тот или иной фискальный орган противоречит принципу единого государства.

По экономическим программам очень важен момент заблаговременности принятия изменений. Никто не оспаривает необходимость совершенствования системы налогообложения и стандартов учета, однако большой ущерб наносит практика внесения изменений буквально перед началом отчетного периода. Мы видим примеры, когда задержки в согласовании действий десятка чиновников разных ведомств ставят на уши несколько миллионов бухгалтеров, программистов да и рядовых сотрудников этих же ведомств, а это огромные непроизводительные затраты в масштабах страны.

Обязательно должна выполняться норма Налогового кодекса о том, что изменения должны вносится за месяц до отчетного периода.

Нуждаются в совершенствовании и государственные программы высшего образования в области автоматизации предприятий. Если автоматизация собственно бухгалтерского учета или маркетинга преподается достаточно широко, то постановке первичного, оперативного или торгового учета внимания в программах вузов уделяется явно недостаточно, а ведь на практике этим занимаются миллионы людей. И уж совсем редко учат студентов, как автоматизировать расчет зарплаты, а эта работа необходима практически на каждом предприятии.

Я перечислил некоторые из конкретных проблем, которые необходимо решать для развития нашей индустрии. Информационные технологии – одно из наиболее перспективных направлений развития экономики страны. Для помощи их развитию не требуется выделения больших бюджетов. Вряд ли будут полезны и какие-либо преференции, например налоговые льготы: предприятия информационных технологий в большинстве своем и сейчас рентабельны и динамично развиваются, а введение отраслевых льгот может привести к криминализации индустрии, как это произошло в свое время с инвалидными и спортивными организациями. На мой взгляд, необходимо только внимание государственных структур, общественных организаций и предприятий других отраслей в рамках их регулярной деятельности, а работающие в индустрии информационных технологий предприятия должны быть готовы к позитивному сотрудничеству.